Многие молодые разработчики боятся выглядеть глупо. Они уверены, что это преуменьшает их способности в глазах других и отрицательно влияет на их карьеру.
Однако все наоборот. Рассмотрим небольшую ситуацию.
Одна из моих первых задач в качестве инженера-программиста заключалась в изучении ошибки для важных клиентов, которые столкнулись с тайм-аутами от одного из endpoints API, что влияло на рабочую нагрузку. Будучи новичком в компании, я хотел доказать команде не только свою самостоятельность, но и тот факт, что они выбрали правильного человека на эту должность.
Я провел долгие часы, парсируя исходный код, пока не нашел корень проблемы: неэффективный SQL-запрос. Для исправления тайм-аутов была необходима его оптимизация. К сожалению, запрос оказался сложным, и потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в том, какие действия он выполняет. Однако я был нацелен устранить проблему самостоятельно. Я не был специалистом в SQL, но обладал достаточными знаниями. И к тому же, неужели оптимизация одного SQL-запроса — это так сложно?
Как оказалось, очень сложно.
Я провел остаток дня и следующий день в попытке исправить этот запрос. Наконец с помощью Stack Overflow и множества попыток ручного тестирования мне удалось прийти к решению. Результат оказался еще сложнее оригинала, однако работа была выполнена. Я возликовал и отправил Pull Request на рассмотрение товарищу по команде.
Радостное чувство быстро угасло.
Открыв Pull Request, напарник заявил о том, что проблему можно было решить намного проще. Я мгновенно покраснел. Все мои труды оказались напрасны.
Я неохотно поинтересовался, сможет ли он объяснить более простое решение, ожидая, что он посмеется надо мной. Однако он был рад помочь и даже поделился несколькими источниками для обучения.
Тем не менее мне было стыдно за потерянные два дня работы. Более того, в течении этих дней я хотел попросить его о помощи, но не стал, боясь показаться глупым. В результате я выглядел еще более глупо.
Не стесняйтесь спрашивать о том, что не понятно. Никто не ожидает от вас стопроцентных знаний. Лучше потратить 10 минут на объяснение, чем бегать по кругу часами.
Многие новички проходят через это испытание. Им кажется, что лучший способ достичь уровня коллег — это сохранять упорство и решать проблемы самостоятельно.
Однако для достижения высокого уровня необходимо просить их о помощи. Звучит очевидно, поскольку это правда. Многие это знают, но часто забывают.
Останавливались ли вы при желании попросить о помощи? Отказывались ли вы от помощи, даже если проблема приобретала большие масштабы?
По какой причине это происходило? Возможно, неподходящее время для просьбы, не хотелось показаться навязчивым, или же страх сыграл решающую роль. Именно этот страх мешает получить такую важную часть обучения, как фидбэк.
Фидбэк играет решающую роль
В этом контексте фидбэк означает совет, полученный от коллеги. Например, рассмотрение вашего кода напарником по команде, совместная работа над определенной ошибкой или простой вопрос: “Какие функции выполняет этот элемент?”
Несмотря на важность самообучения, оно является лишь одним из аспектов обучения. Фидбэк представляет еще одну важную часть пазла:
Исследователи и практики установили, что обратная связь играет решающую роль в обучении и развитии […] Обучение проходит гораздо быстрее и эффективнее, когда мы точно знаем, на каком этапе развития находимся, а также что необходимо для дальнейшего развития.
Тем не менее просить о помощи сложно, а получение негативной критики часто воспринимается как личное оскорбление.
Из-за нежелания выглядеть глупо в краткосрочной перспективе можно оказаться глупцом в долгосрочной. Поэтому вместо того, чтобы размышлять о краткосрочной неловкости, сосредоточьтесь на долгосрочной цели достижения мастерства. Досада от негативных комментариев мимолетна, а преимущества обучения долговечны.
Мгновенные результаты
Главная особенность фидбэка заключается в получении мгновенных результатов. Вы сразу узнаете больше, чем знали раньше. А благодаря регулярным просьбам о помощи обучение достигает невероятной скорости. Вы начнете задавать вопросы все чаще и чаще.
Задавая вопросы, вы выглядите умнее
Правда заключается в том, что, задавая вопросы, вы не выглядите глупо. Совсем наоборот:
На самом деле люди, которые обращаются за советом, выглядят гораздо более компетентными, чем те, кто упускают эту возможность. Причина заключается в том, что просьба о помощи — это лестно и приятно.
Просьба о помощи заставляет коллег чувствовать себя важными и нужными. Людям приятно это чувство. А взамен, вас считают более компетентным за смелость задать вопрос. И наконец, вы выступите настоящим подарком судьбы для тех, кто столкнулся с той же проблемой.
В следующий раз, попав в тупик, сделайте себе одолжение и попросите о помощи. Возможно, вы почувствуете себя глупо, однако подождите некоторое время. Однажды спросят совета и у вас.
Специально для сайта ITWORLD.UZ. Новость взята с сайта NOP::Nuances of programming